Логотип SEABIT

- расшифровка и вывод сведений ЭЦП документов
- панель управления для «Сведений об образовательной организации»
- индивидуальные функциональные возможности

Главная / Блог / Электронная цифровая подпись на сайте образовательной организации

Электронная цифровая подпись на сайте образовательной организации

Опубликовано: 10.01.22

Электронная цифровая подпись для электронных документов на сайте образовательной организации - что она из себя представляет и какой должна быть?

По данному вопросу очень много разночтений и интерпертаций - начиная от «синенького штампа» с информацией о времени подписания на документе, заканчивая сложными программными комплексами, позволяющими организовать подписание документа непосредственно на сайте. Давайте разберёмся с требованиями и понятиями.

Что хочет законодатель и зачем это нужно? Собственно, когда законодатель требует размещения на сайтах образовательных организаций электронных документов, подписанных простой электронной подписью (Правила размещения информации, 831-й приказ Рособрнадзора) - речь идёт о том, чтобы была возможность подтвердить факт формирования электронной подписи (далее - ЭП) определённым лицом, или другими словами - однозначно идентифицировать лицо, подписавшее документ.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и отметить, что в требованиях есть моменты, которые могут быть восприняты как не однозначные, но на самом деле, никаких противоречий в них нет. Я говорю о следующем:

Почему здесь на самом деле нет противоречия? Потому что простая ЭП - это самый первый, «простой» уровень ЭП, а все остальные варианты обязательно обладают всем, чем обладает простая ЭП, но включают дополнительные возможности. Таким образом, любой вариант усиленной ЭП - обладает всеми признаками простой ЭП и конечно же может быть использован для подписания документов.

А в чём же, собственно, главное отличе простой и усиленной ЭП (раз уж мы о них говорим)? Главное отличие в том, что усиленная ЭП (помимо того что содержит сведения о лице подписавшем документ), позволяет обнаружить факт внесения изменений в документ после его подписания. То есть, если вы сформировали документ, подписали его усиленной ЭП, а потом внесли в документ некие изменения - это может быть обнаружено при проверке документа и его ЭП.
В контексте использования ЭП на сайтах образовательных организаций - использовать данную возможность необходимости нет, согласно требованиям нам необходимо лишь подтвердить подписание документа определённым лицом. Тем не менее, при использовании усиленной ЭП, я рекомендую подписывать документ заново каждый раз в случае внесения изменений - операция простая и при этом обеспечивается полная «чистота» документа и подписи.

Итак, у нас возможность использовать как простую, так и усиленную подпись - оба варианта позволяют подтвердить факт её формирования определённым лицом. При этом, на сайтах SEABIT применяется именно усиленная ЭП. Почему? По двум главным причинам:

  1. большинство образовательных организаций в повседневной деятельности применяют электронный документооборот и уже используют усиленную ЭП (для подписания финансовых документов, аттестатов и т.д.);
  2. усиленная ЭП содержит все неободимые для отображения сведения, согласно требований законодательства, которые можно объективно подтвердить

Давайте обратим внимание на второй пункт. Требованиями закреплена следующая реализация:

При установке курсора на эту пиктограмму, на экран должны выводиться сведения «дата и время подписания; фамилия, имя, отчество и должность лица, подписавшего документ; сформированный уникальный программный ключ»

и в то же время, вспоминаем определение законодательства в отношении простой ЭП:

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Другими словами, нам необходимо не только вывести сведения, но и подтвердить их - по-хорошему это должна быть объективно проверяемая информация. В случае усиленной ЭП - такая возможность - объективной проверки - есть. Любой желающий может скачать документ и подпись документа с сайта организации и проверить в части ФИО лица подписавшего документ, времени подписания и т.д. Разумеется, ни при использовании «синих штампиков», ни при выводе некой произвольно набранной текстовой информации (о якобы подписании) - такой возмоности нет, поэтому подтвердить факт формирования подписи определённым лицом не представляется возможным.